Интервью Президента АССАД Виктора Чуйко журналу "Крылья Родины"

- Виктор Михайлович, в Санкт-Петербурге прошло расширенное заседание Президиума Научно-технического совета Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» по тематике новых технологий неразрушающего контроля деталей авиационного назначения – каковы его итоги?

- Научно-технический совет по вопросам технологий неразрушающего контроля мы проводили 10-11 сентября в Гатчине и Санкт-Петербурге, на нем присутствовали 84 специалиста. Участники расширенного заседания Президиума НТС АССАД выступили с докладами:

  • Главный инженер АО «218 АРЗ» П.А. Ишкинина рассказала об опыте внедрения капиллярного контроля ЛЮМ 33-ОВ при ремонте авиационной техники на их заводе и продемонстрировала работу полуавтоматической линии капиллярного контроля, разработанной, изготовленной и поставляемой фирмой «АТГ» г. Прага (Президент З. Завадил);
  • Президент чешской компании ATG s.r.o. З. Завадил поделился опытом решения современных задач в области капиллярного контроля качества продукции авиационного назначения;
  •  Генеральный директор ООО «Спецавиа» О.В. Пономарева выступила с докладом об особенностях применения набора ЛЮМ 33-ОВ, средств Вертолин и Неонол для деталей авиационной техники, а также представила сравнительный анализ российских люминесцентных материалов;
  • Ведущий инженер-технолог Санкт-Петербургской компании «АктивТестГруп» Л.Н. Бабаева представила созданную ими автоматизированную установку для автоматического капиллярного контроля серии КАМА и реализуемую в ней технологию капиллярного контроля FPI All-in-VAC;
  • Начальник сектора ФГУП «ВИАМ» А.Н. Головков оценил эффективность применения различных способов интенсификации процесса капиллярного контроля с применением отечественного набора дефектоскопических материалов ЛЮМ 33-ОВ;
  • Гендиректор компании ESA Plating s.r.o. З.Марек рассказал о подготовке поверхностей деталей из титана при неразрушающем контроле;
  • Было представлено оборудование немецкой фирмы VisiConsult X-Ray Systems & Solutions и израильской фирмы ScanMaster Systems.

Участники заседания подтвердили эффективность технологических решений по интенсификации процесса капиллярного контроля по технологии FPI All-in-VAC, реализуемой на установке капиллярного контроля КАМА, – внедрение установки КАМА на наших предприятиях очень серьезно поможет повысить надежность и безопасность полетов. Но по предложению академика Евгения Николаевича Каблова на Президиуме НТС ВИАМ были сделаны несколько замечаний, и установка дорабатывается, выражая уже и философию ВИАМ – это очень важно. Кроме того, участникам заседания необходимо будет для накопления опыта предоставить разработчикам установки КАМА («АктивТестГруп» Санкт-Петербург) образцы для проверки по реализуемой в ней технологии FPI All-in-VAC, а также для тестов по классической технологии на линии капиллярного контроля АО «218 АРЗ».

По итогам заседания Президиум НТС АССАД должен проработать вопрос об использовании участниками мероприятия представленного на Совете оборудования NDThermTM, DolphiCam, рентгенотелевизионного оборудования немецкой фирмы Visi Consult X-Ray Systems & Solutions, автоматизированных систем ультразвукового контроля израильской фирмы ScanMaster Systems и программного обеспечения CIVA.

  

Хотел бы отметить высокую автоматизацию представленных докладчиками от «218 АРЗ» и «АктивТестГруп» установок. Очень важно, что вся информация обрабатывается, и результаты контроля выдаются в цифровом формате, повышается качество исследования, выявляются даже самые мельчайшие трещины.

 - Почему выбрали именно тему технологий неразрушающего контроля – что это за технологии? Какие есть методы анализа? В чем их преимущества?

- Обеспечение безопасности полетов гарантируется технологиями изготовления деталей и контролем изготовления этих деталей, включая неразрушающий контроль.

Неразрушающий контроль применяется для обнаружения внутренних и поверхностных дефектов типа несплошности материала, дефектов сборки и монтажа закрытых узлов и агрегатов без необходимости разбирать исследуемый объект. <...>

Преимущества неразрушающего контроля можно объяснить просто – это как если у человека неполадки с сердцем: его можно разрезать, посмотреть, что внутри и принять решение о дальнейших шагах; а можно через вену ввести специальный провод с прибором на конце и обнаружить, где проблема, и даже устранить ее таким щадящим способом. Так и неразрушающий контроль дает возможность, не разрушая деталь, осмотреть ее не только снаружи, но и увидеть, что происходит внутри. <...>

- АССАД регулярно проводит Научно-технические советы – в чем польза подобных мероприятий, что они дают отрасли? Насколько сегодня актуальны такие советы? Почему именно АССАД решил взять на себя лидирующую роль в этих НТС?

- Ассоциация АССАД создана в 1991 году по инициативе 58 организаций, в нее входит почти сотня фирм различного профиля и форм собственности из России, Украины, Беларуси, США, Франции, Германии, Чехии, Швейцарии и Канады. В АССАД есть Научно-технический совет, который приобрел большой авторитет, растет количество участников, поднимаются самые актуальные темы. Если науки не станет, то никакой авиации не будет, развивать авиацию без институтов никак не получится. <...>

Когда мы выбираем тему НТС, она должна быть интересна нашим предприятиям. Например, неразрушающий контроль - тема, изучающая, какие бывают дефекты и как их лучше определить – она интересна всем, кто разрабатывает аппаратуру; кто ее изготавливает; интересна производителям, потому что им не надо разрушать детали, а можно четко определить и обеспечить качество; эксплуатантам интересно потому, что дает возможность в процессе эксплуатации на ранних стадиях выявить отклонения от нормального поведения двигателей. Все это опирается на первый раздел Устава нашей Ассоциации – научно-техническое сопровождение членов АССАД. <...>

Подробнее.

Материал взят из выпуска 9-10.2018 журнала «Крылья Родины».

Бесплатно подписаться на электронную версию "Крылья Родины" можно здесь http://kr-magazine.ru/

Опубликовано 16 октября 2018, 12:47